Информация к новости
  • Просмотров: 463
  • Автор: sulicompany
  • Дата: 24-07-2012, 01:18
 (голосов: 0)
24-07-2012, 01:18

Конфликтология

Категория: Гуманитарий » Психология


Конфликт -- это столкновение интересов.

Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс. 
Конфликты -- норма жизни.

Война -- это продолжение политики другими средствами (Бисмарк).
Конфликт -- это продолжение взаимодействия между людьми другими средствами.

Негативные функции конфликта:

  • материальные и эмоциональные затраты,
  • дух конфронтации, ухудшение отношений,
  • снижение производительности труда.

Позитивные функции конфликта:

  • не дает окостенеть системе отношений, толкает к развитию,
  • стороны лучше узнают друг друга,
  • выявляются ранее скрытые достоинства и недостатки,
  • стимулирует активность людей, растет чувство ответственности и значимости,
  • снимает напряженность, дает выход пару,
  • сплочение единомышленников,
  • выдвижение и формирование лидеров,
  • диагностика и прояснение ситуации.

Для поддержания состояния конфликта нужны энергия, душевные силы, усилия конфликтующих сторон.


Классификация конфликтов по составу участников:

  1. Внутриличностные.
  2. Межличностные.
  3. Групповые.
  4. Организационные (внутри организации и между несколькими организациями).
  5. Социальные (в т.ч. культурные, политические, религиозные).


Структура конфликта

  1. Стороны, участвующие в конфликте:
    (конфликтующие стороны -- конфликтанты, сочуствующие, провокаторы, примирители, консультанты, невинные жертвы).
  2. Зона разногласий (предмет спора, факт, вопрос обсуждения).
  3. Представления о ситуации.
  4. Мотивы.
  5. Действия.

У каждой из сторон свои представления о сложившейся ситуации. Элементы конфликта (стороны, зона разногласий) могут изменяться: увеличиваться, уменьшаться, преобразовыватся.

Зона разногласий состоит из объективных и субъективных факторов конфликта.

Объективные факторы -- это реально существующие в действительности обстоятельства. Например, социальное неравенство, классовые противоречия, конкуренция на рынке, ограниченность ресурсов, дефицит, утрата и искажение информации. Что касается личности, то объективными факторами в данном случае являются образование, квалификация, интеллектуальное развитие, возможности личности, ее глубинные установки и потребности.

Из-за существования объективных факторов конфликты неизбежны. Главное то, как они будут протекать.

Субъективные факторы -- это иллюзорные, кажущиеся обстоятельства, представления сторон.


Развитие конфликта

  1. Предконфликтная ситуация (т.е. положение дел накануне конфликта)

    Обычно уже тогда существуют предпосылки конфликта. Напряженность отношений -- это потенциальный или латентный(скрытый) конфликт.

  2. Инцидент (завязка, последняя капля, первая стычка, искра конфликта)
  3. Эскалация (дальнейшие действия / противодействия сторон)

    виды эскалации: непрерывная (прямая), вялая (логарифм), крутая (экспонента), волнообразная (синусоида вверх).

  4. Кульминация (вершина эскалации, взрыв)
  5. Завершение конфликта

    Цена продолжения конфликта (затраты энергии, времени и сил, ущерб от действий другой стороны, ухудшение общей ситуации) и цена выхода из конфликта (утраты из-за выхода из конфликта минус приобретения).

  6. Постконфликтная ситуация (горечь, стресс, утрата веры, гордость, самоутверждение, опыт)

Поведение людей в конфликте

  1. Избегание
  2. Соперничество
  3. Приспособление
  4. Компромисс
  5. Сотрудничество

Эти стратегии различаются по степени удовлетворения интересов каждой из сторон, что хорошо видно на следующей схеме:

Избегание -- человек игнорирует конфликтную ситуацию, делает вид, что ее не существует, "уходит".

Такая стратегия оптимальна, когда ситуация не особенно значима для нас и не стоит того, чтобы тратить свои силы и ресурсы. Иногда лучше "не связываться", так как шансы что-либо улучшить близки к нулю.

Соперничество -- удовлетворение только своих интересов, не принимая в расчет интересы другой стороны.

Такая стратегия часто является вполне логичной, например, в спортивных соревнованиях, при поступлении по конкурсу в ВУЗ, при трудоустройстве. Но иногда противостояние приобретает деструктивный характер -- "победа любой ценой", применяются нечестные и жестокие приемы.

Приспособление -- уступчивость оппоненту, вплоть до полной капитуляции перед его требованиями.

Уступки могут демонстрировать добрую волю, ослабить напряженность в отношениях, даже переломить ситуацию от конфронтации к сотрудничеству. Такая стратегия сберегает ресурсы и сохраняет отношения. Но иногда уступка воспринимается как проявление слабости, что может привести к эскалации конфликта. Мы можем обмануться, ожидая ответных уступок от оппонента.

Компромисс -- взаимные уступки сторон.

Идеальный компромисс -- удовлетворение интересов каждой из сторон на половину. Но часто какая-то сторона делает большие уступки по сравнению с другой (или ей это только кажется), что может привести в будущем к еще большему обострению отношений. Часто компромисс -- это временный выход, так как ни одна из сторон не удовлетворила свои интересы полностью.

Сотрудничество -- удовлетворение интересов обеих сторон.

Для сотрудничества необходим переход от отстаивания своих позиций к более глубокому уровню, на котором обнаруживается совместимость и общность интересов. При данной стратегии хорошо разрешается конфликт, сохраняются партнерские отношения во время конфликта и после него. Для сотрудничества необходимы интеллектуальные и эмоциональные усилия сторон, а также время и ресурсы.

Ни одна из стратегий не может быть однозначно "хорошей" или "плохой". Каждая из них может быть оптимальной в конкретной ситуации.

Отрицательные последствия доминирования одной из стратегий:

Соперничествотребует постоянного напряжения, велик риск потери друзей, здоровья, даже жизни
Приспособлениекомплекс неполноценности, низкая самооценка, депрессия, пассивность, не дает возможности самореализоваться.
Избеганиесоциальная изоляция, велик риск алкоголизма и наркомании
Компромиссскользкий, беспринципный, подозрительный человек, с ним надо быть настороже
Сотрудничествопохож на кота Леопольда: "Давайте жить дружно!", бесхарактерный зануда, не способен постоять за себя и других.



Модели развития конфликта в трудовом коллективе

  1. Трудовой спор.
    Разногласия по отдельным вопросам, общая заинтересованность сторон в решении проблемы, уверенность в достижении согласия, хорошие личные отношения, доброжелательность. Воздействие на партнера производится посредством аргументации и убеждения. Высока вероятность благополучного исхода конфликта.
  2. Формализация отношений.
    Зона разногласий более широка, у сторон есть сомнения в достижении согласия, общение ограничивается, уходят личные, неформальные аспекты. Стороны обращаются к официальным процедурам и структурам: служебные записки, принцип "как решит руководство". Исход конфликта неоднозначен.
  3. Психологический антогонизм.
    Зона разногласий не определена и имеет тенденцию к расширению. Оппоненты преувеличивает разногласия, не жалают искать согласия. Общение сводится к минимуму, присутствует постоянный дух враждебности. Взаимное психологическое неприятие, в том числе "переход на личности". Высока вероятность деструктивного исхода конфликта.

Транзактный анализ

Человеческую личность можно представить состоящей из нескольких частей:

  1. Ребенок (Id по Фрейду) -- жизненная энергия, жизнерадостность, яркая эмоциональность, спонтанные творческие способности, НО недостаток самоконтроля, избегание ответственности, ранимость. 
    Принцип "Хочу!"
  2. Взрослый (Ego) -- ориентирован на реальность, рационален, адаптивен, руководствуется понятиями целесообразности и выгоды, прагматик, НО бесчувственнен, слабое воображение, консервативен.
    Принцип "Разумно!"
  3. Родитель (Super-Ego) -- набор жизненных правил, оценок, желание и способность помогать, опекать, учить, судить, наказывать, поощрять, НО предсказуем, ригиден, стремится к власти.
    Принцип "Должен!"

Конфликт возникает из-за того, что в процессе общения у людей вступают во взаимодействия несоответствующие друг другу "части" личностей. Например, сотрудник говорит: "Мне не удалось договориться с поставщиками." (транзакция взрослый -- взрослый). Руководитель отвечает: "Так я и знал, что на вас нельзя положиться. Все надо делать самому." (транзакция родитель -- ребенок). Назревает конфликт.

Именно Ребенок чаще всего становится причиной конфликта, потому что ему присущи сильные и неконтролируемые эмоции: гнев, радость, страх, обидчивость...